ГлавнаяРегистрацияВход Гимназия №2
Воскресенье, 24.09.2017, 02:42
Форма входа
...

Меню сайта

Блог директора
     Блог

Поиск

Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Начальная школа

 

Уважаемые родители!
Предлагаем вам внимательно изучить материалы сайта

Основная образовательная программа начального образования, реализующая ФГОС

приложение к ООП НОО - учебный план ООП НОО на  учебный год

приложение к ООП НОО - учебный план внеурочной деятельности

приложение к ООП НОО - годовой календарный учебный график на  учебный год

приложение к ООП НОО - система условий реализации программы

Аннотации к рабочим программам учителей гимназии

       Рабочая программа учебного курса содержит: 

- пояснительную записку с описанием ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

- общую характеристику учебного предмета, курса;

- описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

- содержание учебного предмета, курса;

- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

- описание материально-технического обеспечения образовательного процесса;

- планируемые результаты предмета (курса).

Приложением к рабочей программе является рабочее календарно-тематическое планирование учителя, разработанное на основе рабочей программы в соответствии с положением о календарно-тематическом планировании.

             Ценностные ориентиры содержания.

  • Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
  • Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
  • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
  • Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
  • Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
  • Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ УМК «Школа Росси», КУРСОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Обязательные учебные предметы (курсы).

 

РУССКИЙ ЯЗЫК (включая обучение грамоте)

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

         Введение ребёнка в предметную область «Филология» начинается с периода обучения грамоте, когда делаются первые шаги на пути формирования у детей всех видов универсальных учебных действий: закладываются основы положительного отношения к учению, познавательного интереса, умения спрашивать, слушать, читать, понимать информацию, представленную в словесной, изобразительной, модельной форме; точно выполнять инструкции учителя, под его руководством вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свои мысли и т. д. В этот период, наряду с освоением техники чтения и каллиграфии, начинают формироваться и более общие предметные умения – читательские, языковые, речевые. Особенностью курса обучения грамоте, соответствующего этой программе и реализованного в азбуке и прописях авторов Горецкого В.Г. и др., является его глубокая внутренняя связь с систематическим курсом русского языка. Так, именно на основе азбуки  и прописей с позиций фонемного принципа русской орфографии и, соответственно, серьёзного внимания к освоению фонетики начинается последовательное формирование у младших школьников орфографической зоркости. Курс обучения грамоте также создаёт предпосылки для осознанного освоения детьми норм русской графики, позволяет расширить языковой и речевой опыт ребёнка, чем обеспечивает готовность первоклассника к дальнейшему изучению систематического курса русского языка.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.          Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Литературное чтение — один из основных предметов в об­учении младших школьников. Он формирует общеучебный на­вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечи­вает результативность по другим предметам начальной школы. Литературное чтение как учебный предмет в начальной шко­ле имеет большое значение в решении задач не только обуче­ния, но и воспитания. Важнейшим аспектом литературного чтения является фор­мирование навыка чтения и других видов речевой деятельно­сти учащихся..

В процессе освоения курса у младших школьников повыша­ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Курс литературного чтения пробуждает интерес учащих­ся к чтению художественных произведений.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (английский)

   Изучение иностранного языка начинается со 2-го класса. Дети этого возраста характеризуются большой восприимчивостью к овладению языками, что позволяет им овладевать основами общения на иностранном языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп.

         Изучение иностранного языка способствует развитию коммуникативных способностей младших школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке; развиваются их познавательные способности, формируются общеучебные умения учащихся.

         Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, что позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, эстетическую и т. п.).

          Основное назначение изучения английского языка в начальной школе состоит в формировании коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное общение с носителями языка на доступном для детей данного возраста уровне. Начиная со 2 класса начинается пропедевтика  изучения английского языка углублённо, что является подготовкой к изучению языка в основной школе.

          Первой содержательной линией учебного курса являются коммуникативные умения, второй – языковые знания и навыки оперирования ими, третьей – социокультурные знания и умения.

МАТЕМАТИКА

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В рамках же данного предмета,  благодаря интеграции есте­ственно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особен­ностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитив­ных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообра­зие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего раз­вития личности.

ТЕХНОЛОГИЯ

Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем про­сто формировать у учащихся картину мира с технологической направленно­стью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методиче­ском наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно на­глядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции тех­нологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание после­довательности этапов работы, чёткое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.

Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

     Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духов­ной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколения­ми. Эти ценности, как высшие ценности человеческой цивили­зации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзыв­чивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является ре­зультатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность програм­мы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

МУЗЫКА

     Цель учебного предмета «Музыка» является формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки; воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;

развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; обогащение знаний  о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

      Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

       Учитывая эти особенности, программа по физической культуре для учащихся начальной школы ориентируется на решение следующей цели: формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

    Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основных религиозных культурах, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

    Цель программы заключается в том, чтобы  основы религиозной и нерелигиозной культуры в  школе привели к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

            В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

 

2. Программы курсов внеурочной деятельности.

ТАЙНА ЗАГАДОК. Данный курс внеурочной деятельности играет  важную роль в обучении младших школьников, т.к. развивает интеллектуально-речевые умения младших школьников. Загадки способствуют активизации познания окружающего мира, формированию навыков логического мышления, развитию наблюдательности, сообразительности. Они  несут определенную информацию, расширяя кругозор; формируют мировоззрение; участвуют в процессе социализации, формируя индивидуальную картину мира в духе национальных традиций и этических норм. При разгадывании загадок прививается любовь к народному творчеству и родному языку. Сочинения-загадки потому и полезны, что в ходе их подготовки ученик учится рассматривать предмет (реальный или воображаемый) и выявить его отличительные признаки.

Содержание и методы обучения курса содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, чтения, окружающего мира, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Я – ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Программа направлена на развитие познавательной сферы первоклассников; сплочение классного коллектива; повышение уровня самостоятельности при выполнении учебных действий; развитие основ самообразования и исследовательской деятельности; создание положительной мотивации к учебной деятельности. В реализации данной программы осуществляется:

-непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
-развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
-системность организации учебно-воспитательного процесса;
-раскрытие способностей и поддержки одаренности детей.

УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ПРИРОДЫ. Цель данного курса - формирование у младших

школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития.

Принципиальной задачей предлагаемого курса является развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.

ВОЛШЕБСТВО КРЮЧКА.  Данная программа направлена на обучение детей вязанию крючком. Курс обучения вязания крючком планируется с расчетом на самостоятельную работу детей.    

     Данная программа направлена на формирование у детей системы знаний, необходимых им  для дальнейшей современной жизни. В ходе реализации данного курса  у детей  воспитывается  дисциплинированность, трудолюбие, доброжелательность, организованность, умение общаться, помогать друг другу, повышается личностная самооценка. У учащихся закладываются основы экономически рационального подхода к расходованию денежных средств.  Дети вовлекаются в проектную деятельность, что дает толчок развития коммуникативных функций ребенка. Все ученики в ходе занятий обучаются использовать современные компьютеры и интернет – ресурсы. Освоение  детьми программы кружка «Волшебный крючок» поможет им в дальнейшей жизни, в коллективной и трудовой деятельности.

ЖИВЫЕ СТРАНИЦЫ. Данная программа  является закономерным продолжением урока русского языка, его дополнением.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

КЛУБ «ПОЧЕМУЧКА».  Программа организации внеурочной деятельности младших школьников клуб «Почемучка»  является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя его и обогащая.

Цель программы: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
     Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ. Программа является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их обучения в средней школе.
КЛУБ «ВСЕЗНАЙКА». С целью обучения учеников начальных классов такому виду деятельности, как работа над проектами, разработана программа кружка клуб «Всезнайка». Цель программы: формирование ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной, решения проблем. В ходе реализации программы у обучающихся будут сформированы навыки сотрудничества; навыки устной презентации;

младшие школьники обучатся способам сбора и первичной обработки информации; составлять письменный отчёт о работе над проектом; сформируются умения планировать свою работу над проектом; умение давать оценку готовому продукту, своей работе.

КАЛЕЙДОСКОП НАУК. Программа «Калейдоскоп наук» имеет научно-познавательную направленность. Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Ее актуальность основывается на интересе, потребностях обучающихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Цель программы - создание условий для успешного освоения обучающимися основ исследовательской деятельности

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,  личностно-ориентированный, системно- деятельностный подходы.

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.   

Данная программа раскрывает перед ребёнком мир неповторимой природы Ленинградской области. Темы, включённые в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников, позволяют заложить у детей устойчивый интерес к родной природе, потребность в активно практической работе по охране растений и животных своего края, стремление к общению с окружающей действительностью, к познанию ее тайн. Изучение  в 3 классе по окружающему миру (авт.А.А.Плешакова) тему «Эта удивительная природа» способствовало созданию проекта «Разнообразие природы родного края»,  и необходимостью создания программы «Особо охраняемые территории Ленинградской области». Также эта программа  дополняет и углубляет знания по окружающему миру в  4 классе в  разделе «Родной край часть большой страны»

Целью данной программы является формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с природно-географическим богатством Ленинградской области.

СТУДИЯ «ВУНДЕРКИНД».Школьная студия  «Вундеркинд» является важным шагом в создании детского пространства, позволяющего заполнить свободное время школьников педагогически целесообразной деятельностью, отвлечь их от улицы и прочих негативных факторов современной жизни. Программа студии «Вундеркинд» направлена на интеллектуально-познавательное развитие школьников, а также формирование и тренировку команд для участия на фестивалях и турнирах интеллектуальных игр, в том числе "Что? Где? Когда?" и "Брейн-ринг". Одним из направлений деятельности кружка – подготовка к участию в предметных конкурсах, олимпиадах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Олимпус» и др. Программа студии предусматривает командные игры и, следовательно, развивает у игроков не только определенные знания, но и умение общаться, позволяет научиться диалогу работы в группе. Интеллектуальные игры формируют атмосферу сотрудничества, взаимного доверия и уважения.

Разработка программы обусловлена потребностью:

- более глубокой подготовки к участию учащихся в интеллектуальных и предметных конкурсах,  олимпиадах;

- потребность в творческих и интеллектуально развитых личностях;

- самосовершенствования личности школьника.

ФАКУЛЬТАТИВ «ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ». Цель данной программы – создание условий для привития учащимся любви к чтению через организацию самостоятельного чтения, стимулирование потребности чтения и значимости формирования грамотного талантливого читателя. Настоящая программа актуальна, так как недостаточно ребенка научить бегло читать, анализировать художественный текст коллективно, под руководством взрослых, главное – это привитие любви к чтению, потребности общения с литературными героями, а это возможно в том случае, когда ребенок  имеет  возможность самостоятельного формирования себя как грамотного читателя. А для этого учитель доверяет ему самому разобраться в тайнах тех произведений, которые специально подобраны и соответствуют тому, что изучалось на уроках.

ИСТОКИ.

Предлагаемая программа является результатом опытно-экспериментальной работы МОУ «Гимназия №2». В основе её лежит социокультурный системный подход, который  позволяет:

- развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;

- осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;

- создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;

- обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека. Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире: мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном). Далее происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека.

Затем акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека.

В результате осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

 


  Copyright Гимназия №2 © 2017
г.Тихвин Ленинградской области