В сентябре 2023 года в силу вступят новые федеральные образовательные государственные стандарты для начальной, основной и средней школы (1 - 7, 10-ые классы). В обновлённых стандартах сформулированы определённые требования к предметам всей школьной программы каждого уровня. Кроме того, ими предусмотрено личностное развитие школьников, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание. В новой редакции сделан упор на конкретизации требований к каждому из предметов школьной программы и чёткое указание, что должны освоить школьники за время обучения. В новых образовательных стандартах особое внимание уделяется функциональной грамотности как приоритетной задаче. Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (математическая, естественнонаучная, читательская и другие). Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA Ресурсы, которые помогут в формировании и оценке функциональной грамотности: Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности Проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)
План работы школы по функциональной грамотности 2024-2025
Ресурсы, которые помогут в формировании и оценке функциональной грамотности:
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)
Функциональная грамотность школьника — что это?
Обычно школа ассоциируется с теорией и только ней: первую очередь школьники получат чисто академические знания, а практика, если повезёт, приложится. Тем не менее сейчас такой подход оказывается недостаточным, что отлично доказывает появление такого понятия, как «функциональная грамотность школьника».
Функциональная грамотность, как её определила ЮНЕСКО в 1978, позволяет человеку «принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)».
Впрочем, окончательной формулировки не существует. Зато есть указ Президента РФ, согласно которому Россия должна войти в десятку лучших стран по функциональной грамотности к 2024 году.
Как её оценивают
Цель исследования — провести оценку грамотности школьников в разных видах учебной деятельности: естественнонаучной, математической, компьютерной и читательской.
В тесте есть задания разного типа, причём «натаскать» на них практически невозможно. Половина —вопросы, которые предполагают свободные ответы.
Есть часть, в которой предполагаются конкретные цифры или слова — их испытуемый должен ввести самостоятельно, а не выбрать из предложенного пула. Тем не менее треть заданий составляется классическими тестовыми вопросами.
Оценивается способность использовать здравый смысл и логику при выполнении нестандартных задач. Тестирование, впрочем, не представляет собой олимпиаду: все задачи вполне решаемы, но модулируют ситуации применения знаний из школьной программы в реальной жизни.
Задания тестирования могут быть самыми разными: они касаются межпредметных тем: экологии, новейших достижений науки и техники, здоровья человека.